Отопитель салона в автомобиле играет важную роль не только в создании комфорта для водителя и пассажиров в холодные месяцы, но и в обеспечении нормальной работы двигателя, являясь частью его системы охлаждения. Неисправности печки могут приводить не только к дискомфорту, но и к перегреву мотора со всеми вытекающими последствиями.
К сожалению, многие автовладельцы рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда автомобильная печка начинает работать не в полную силу. Теплый воздух из дефлекторов сменяется прохладным, а в салоне становится зябко и неуютно. Причины этого могут быть самыми разными - от элементарной нехватки антифриза до выхода из строя ключевых компонентов отопителя. Как разобраться, в чем именно проблема и что предпринять для ее решения?
В этих вопросах нам помогут разобраться эксперты автосервиса https://topcraft.by/. Обладая солидным опытом диагностики и ремонта систем отопления разных автомобилей, специалисты поделятся информацией о самых частых неполадках, их симптомах и оптимальных способах устранения. Эти сведения позволят водителям лучше понимать особенности работы печки, оперативно выявлять тревожные признаки и принимать верные решения по обслуживанию и ремонту отопителя.
Как работает отопитель салона
Устройство автомобильной печки довольно простое. В системе охлаждения, помимо основного радиатора, охлаждающего двигатель, есть дополнительный - радиатор отопителя. Он компактнее и располагается за передней панелью салона. К нему подходят два патрубка - подающий и отводящий, по которым циркулирует антифриз, разогретый мотором до высокой температуры. Вентилятор печки прогоняет холодный воздух через пластины радиатора, нагревая его и направляя в салон. Охлажденный в процессе теплообмена антифриз возвращается в двигатель, чтобы вновь забрать избыточное тепло. Циркуляцию жидкости при этом обеспечивает помпа - специальный насос.
Низкий уровень антифриза
Наиболее простая и безобидная причина ухудшения работы печки - недостаточное количество охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе. При пониженном уровне антифриза в радиаторе отопителя образуются воздушные пробки, приводящие к снижению теплоотдачи. Поэтому первым делом следует проверить расширительный бачок и при необходимости пополнить запас ОЖ до нормы (ее уровень обычно промаркирован на стенке бачка). Это, как правило, восстанавливает нормальную работу отопителя, по крайней мере, на время.
Если же потребность доливать антифриз возникает регулярно, необходимо найти и устранить утечку. Чаще всего жидкость сочится сквозь микротрещины и потрескавшиеся патрубки либо в местах нарушения герметичности их соединений. Тогда нужно заменить поврежденные детали или надежно закрепить их хомутами. Другая возможная причина - попадание ОЖ в цилиндры из-за пробоя прокладки ГБЦ. Устранение этой серьезной неисправности требует вмешательства опытного автомеханика.
Неполадки термостата
Еще одна типичная причина некачественной работы отопителя - неисправность термостата, задача которого - поддерживать оптимальную температуру антифриза и направлять его по большому или малому кругу системы охлаждения. Если клапан термостата заедает в открытом состоянии, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует через основной радиатор, и мотор вместе с радиатором печки прогревается существенно дольше.
Работоспособность термостата можно проверить следующим образом: на остывшем двигателе снять шланг между термостатом и радиатором, после чего завести мотор. Если жидкость сразу пошла по патрубку - термостат неисправен и требует замены. Другой вариант проверки - опустить демонтированный термостат в кипяток. Исправная деталь должна открыться при нагреве до 80-90°С.
Износ или поломка помпы
К плохому прогреву салона может приводить и неисправность водяного насоса, то есть помпы. Именно этот узел обеспечивает циркуляцию антифриза по системе охлаждения двигателя и отопления салона. О проблемах с помпой чаще всего свидетельствуют подтеки ОЖ в области насоса или его шкива, а также появление характерных шумов, вызванных износом подшипников.
Главная причина поломки помпы - разрушение ее крыльчатки под воздействием охлаждающей жидкости, особенно некачественной. Ремонтировать помпу, как правило, нецелесообразно - надежнее и проще заменить деталь целиком. Процедура, однако, довольно трудоемкая, поскольку требует полного опорожнения системы охлаждения.
Загрязнения радиатора отопителя
Недостаточно прогретый воздух из печки нередко является следствием загрязнения самого радиатора отопителя. Различают внутренние и внешние загрязнения.
С одной стороны, внутри каналов радиатора со временем образуются отложения и накипь. Причина тому - использование низкокачественного антифриза или обычной воды. Закупоренные каналы нарушают нормальную циркуляцию жидкости и теплоотдачу, из-за чего часть радиатора остается холодной.
С другой стороны, радиатор забивается снаружи пылью, ворсом, листьями и прочим мусором. Этот процесс ускоряется, если автовладелец пренебрегает заменой салонного фильтра или и вовсе ездит без него. Слой грязи препятствует свободному проходу воздуха через соты радиатора.
Для устранения внутренних загрязнений нужна промывка радиатора отопителя специальными составами. С внешними отложениями помогает справиться механическая очистка, которая требует демонтажа радиатора. Впрочем, иногда проще и дешевле заменить деталь на новую, нежели пытаться ее восстановить.
Проблемы с мотором вентилятора
Нагнетает воздух через радиатор печки салонный вентилятор. Его неисправности - еще одна весьма распространенная причина плохой работы отопителя. Проблемы могут быть механического характера (износ подшипников, повреждение крыльчатки) или связаны с электрической частью (неполадки обмоток, контактов, регулятора оборотов).
Если вентилятор издает подозрительные шумы или плохо гонит воздух - ему необходима диагностика, а затем, возможно, ремонт или замена. Нередко достаточно заменить подшипники или щетки электромотора. При серьезном износе или повреждении ключевых деталей (обмотки мотора, лопасти крыльчатки) обычно целесообразнее поменять вентилятор в сборе. Для верного подбора и установки новой детали лучше обратиться к профессионалу.
Заключение
Итак, мы разобрали основные проблемы, мешающие нормально функционировать автомобильной печке. С частью из них, например, с недостатком антифриза, можно справиться самостоятельно. Более комплексные неисправности, как поломка помпы или термостата, чаще требуют визита в автосервис.
В любом случае, не стоит закрывать глаза на неполадки отопителя и откладывать их решение в долгий ящик. Помните, что система отопления салона неразрывно связана с системой охлаждения двигателя. Проблемы с печкой могут привести к куда более серьезным последствиям, вплоть до перегрева и поломки мотора. Поэтому, при первых тревожных симптомах в работе отопителя, стоит провести диагностику и принять необходимые меры. Это поможет сэкономить массу времени, средств и нервов в перспективе.